Справочная информация


Информационное ассорти

Саратов - Индийская железная дорога
- проект такой дороги существовал в 1927 году и был опубликован журналом «Железнодорожное дело»

Источник - «Железнодорожное дело» 3/1927

Себестоимость тонно-километра
коммерческих грузов малой скорости за 1924/25 финансовый год по Рязано-Уральской дороге составляла 0,95 коп (по сети в среднем 0,81), а за 1925/26 финансовый год составляла 0,96 коп (по сети в среднем 0,83).

Источник - «Железнодорожное дело» 6/1928


Себестоимость пассажиро-километра
за 1924/25 финансовый год по Рязано-Уральской дороге составляла 2,19 коп (по сети в среднем 2,16), а за 1925/26 финансовый год составляла 2,65 коп (по сети в среднем 2,64).

Источник - «Железнодорожное дело» 6/1928

Опоздания пассажирских поездов
по РУЖД в 1927 и 1928 году составляли 5.5 мин и 10,2 мин на каждые 100 поездо-км, хотя по сети дорог этот показатель составлял всего 5,5 и 5,7 мин. Т.е. дорога на тот момент была в числе самых худших (хуже только Омская).

Источник - «Железнодорожное дело» 8/1928
Пробег паровозов тяжелого типа (М, Мр, Э)
по РУЖД в 1927 году составлял 30,6 млн. км.

Источник - «Железнодорожное дело» 3-4/1928 «Тяга» стр 6

Простой паровозов в среднем ремонте
в Козловских мастерских РУЖД в среднем составлял: в 1923/24 году 45 суток, в 1924/25 - 53 сут, в 1925/26 - 53 сут, в 1926/27 - 37 сут

Источник - «Железнодорожное дело» 3-4/1928 «Тяга» стр 7

Обезличенная езда паровозов
на РУЖД практиковалась еще до 1928 года. По результатам проверки состояния паровозного хозяйства в феврале 1928 года на Ртищевском, Козловском, Каширском и Рязанском участках было выявлено, что больше всего проблем при этом методе эксплуатации с проведением и качеством текущего ремонта.

Источник - «Железнодорожное дело» 7-8/1928 «Тяга» стр 11

Линия Саратов - Миллерово
вопрос о строительстве которой, активно обсуждался в 1926-27 годах, так и не была построена. Постановлением Саратовского Губисполкома #76 от 08.12.1926 было признано необходимым, настаивать на северном варианте подхода линии к Саратову и о возбуждении ходатайства перед центром о скорейшем открытии работ по сооружению линии.

Источник - журнал «Нижнее Поволжье» 1/1927 стр 189

Железнодорожный мост через Волгу у Саратова
был необходим РУЖД еще в 1900 году. Однако построен он был значительно позже.
В 1900 году инженер РУЖД Бржостовский заявил на заседании междуведомственной комиссии: «наиболее целесообразным было бы построить мост для целей железной дороги непосредственно около Саратова, повыше Глебучева оврага».
В 1901, 1911 и в 1914 годах Управление дороги возвращается к вопросу строительства моста. Свой проект сооружения двухъярусного моста составляет и Саратовская городская дума в 1911 году. В 1916 году вырабатываются проекты сооружения двух мостов: у Саратова для пешеходного и гужевого движения и у Увека для железнодорожного сообщения. Дважды вопрос строительства моста решался и на высшем уровне - в 1916 году советом министров, в 1917 году временным правительством.

В 1917 году профессором А.М. Фроловым разработан проект моста. Мост предполагался двухярусным с двухколейным рельсовым путем. Вес металла моста равнялся 43851 тонн. Подходы к мосту предполагалось строить от станции Саратов-1.
По предложению Саратовского Губисполкома профессором А.М. Фроловым был составлен в 1925 году вариант моста облегченного типа (окончательно проект завершен в 1926 году). По варианту 1925 года вес металла уменьшился до 29336 тонн, двухколейный рельсовый путь заменен одноколейным, внесены изменения в схему сооружения подъездных путей. Мост предполагалось расположить у Глебучева оврага.
По проекту 1925 года предполагалось, что длинна моста составит 2624 метра, мост будет 17-ти пролетным. В верхнем ярусе моста предполагалось устроить железнодорожный путь, а по нижнему пустить пешеходное, экипажное и трамвайное движение. Ширина ярусов предполагалась в 8 метров.
Источник - журнал «Нижнее Поволжье» 4/1927 стр 189-191

Ртищевское отделение
перешло в подчинение Пензенской дороги на основании приказа #77 от 20.04.1939


Саратовский электротехнический завод
- бывшие ремонтные телеграфные мастерские РУЖД. Основные вехи истории этих мастерских:
1895 год - Основание ремонтных телеграфных мастерских Рязано-Уральской железной дороги.
1923 год - Преобразование в "Главные мастерские службы связи Рязано-Уральской железной дороги".
1929 год - Преобразование в "Электротехнический ремонтный завод Рязано-Уральской железной дороги".
1937 год - Началось освоение и серийный выпуск приборов СЦБ и связи. На международной выставке в Париже трансмиттер КПТ-4 завода был удостоен "Гран-при".
1938 год - Завод передан тресту "Сигналсвязьзаводы" НКПС и получил название "Саратовский электротехнический завод треста "Транссигналсвязьзаводы" НКПС".
1941-1945 годы - Выпуск изделий для нужд фронта. Массовое освоение изделий заводов, оказавшихся на оккупированной территории.


Баскунчакская железная дорога
была построена для вывоза соли от озера Баскунчак к реке Волге. О деятельности дороги в 1884-88 годах можно узнать здесь.

Источник - Отчет по эксплоатации казенных железных дорог за 1887 (а также 1888) год. Часть IV. Отчет Управления Баскунчакской железной дороги

Отчет Правления Рязанско-Козловской дороги
Любопытные сведения из отчета можно узнать тут.

Источник - Отчет Правления общества Рязанско-Козловской железной дороги за 1870 год

Постройка Риддерской горнозаводской дороги
Рязано-Уральская дорога принимала участие в постройке Риддерской горнозаводской дороги узкой колеи.

«…В ноябре 1914 года общество Коломенского машиностроительного завода обязалось изготовить к 15 марта 1915 года первый паровоз для Риддерской горнозаводской дороги, а к 15 октября - второй. Обществу Рязано-Уральской железной дороги было поручено соорудить мосты и обеспечить доставку около 90% всего необходимого количества болтов, подкладок и др., а Сергинско-Уфалейским заводам - доставить железо…»
Город Риддер возник 1786 году после открытия рудознатцем Филиппом Риддером богатого полиметаллического месторождения. В феврале 1941 года Риддер был переименован в Лениногорск. Расположен город в восточном Казахстане, в верховьях реки Ульбы.
«Железнодорожное строительство в Средней Азии и Казахстане» Ташкент, Издательство ФАН, 1984;
страница vkonline.ukg.kz/b3_4.htm


Машинисты Лисин, Полторыгин, Вавилов предотвратили крушение
28 марта 1934 года на станции Хопер Р.У.ж.д. предотвращена катастрофа: столкновение товарного и пассажирского поезда.

Из Балашова на станцию Хопер следовал двойной тягой товарный поезд #972 весом 1215 тонн (1-й паровоз 7718 машинист Полтарыгин, 2-й паровоз 1407 машинист Вавилов), поезд шел под уклон 23-30 км/ч. Пассажирский поезд #81 стоял на станции. Заметив препятствие - пассажирский поезд машинисты Полтарыгин и машинист Вавилов применили контрпар. Машинист пассажирского поезда Лисин также не растерялся и дал задний ход. Так лобовое столкновение было предотвращено.
Причина данного ЧП - прием поезда на занятый путь. Виновные в происшествии - стрелочник и дежурный по станции. Характерно, что за несколько часов до этого происшествия на станцию был принят грузовой поезд на путь занятый маневрирующим составом. Благодаря верным действиям машинистов обеих паровозов столкновения допущено не было - поезд был остановлен за 200 метров до препятствия.
Машинисты депо Балашов Лисин, Полторыгин, Вавилов предотвратившие крушение были поощрены премией в размере оклада и именными часами от управления дороги.
Источник – Газета «Правда Саратовского края» #61 от 04.04.1934

Столкновение поездов на станции Саратов-1
30 марта 1934 года в 3 часа дня на станции Саратов-1 произошло столкновение 2-х товарных поездов #625 и #712.

При столкновении разбито 2 паровоза, 20 цистерн, поврежден путь. Из цистерн вытекло залив путь 100 тонн керосина. Движение поездов прекращено на 15 часов. Ориентировочные убытки от крушения составили 150 тысяч рублей.
В причинах крушения - прием состава на занятый другим поездом путь виноват стрелочник Томников, старший стрелочник и др., всего 6 человек. Все они преданы суду.
Источник – Газета «Правда Саратовского края» #62 от 05.04.1934

Линия Саратов – Миллерово
Железная дорога Саратов – Миллерово

Забытой стройкой первой пятилетки стало сооружение в 1929-1933 годах железной дороги Саратов – Миллерово (проект инженера Л.П. Белоусова). Это была одна из первых строек со значительным применением труда заключённых – на участке Саратов – Раковка возведены десятки капитальных мостов и произведены значительные объёмы земляных работ. Однако работы были свёрнуты в 1933 году, неиспользованные материальные ресурсы и рабочих перебросили на строительство вторых путей на действующей трассе Ртищево – Валуйки.

Источник – Победная рокада Сталинграда. Профессор Николай Болотов





Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.