Справочная информация

Животные на железной дороге

Конечно же, самым большим помощником человека на железной дороге (кроме созданной им мощной, а сейчас и разумной техники) были собаки, кошки, лошади. Собаки и кошки издавна охраняют дорогу, её имущество и сооружения. На долю лошадей приходилась тяжёлая (в прямом смысле) задача перевозки грузов при строительстве дорог, а также до второй половины XX века лошади на станциях помогали выполнять манёвры (при дефиците или отсутствии паровозов приходилось поступать так).

Человек и кошка мирно уживаются на железной дороге. Примером тому может служить история кошки Тамы из Японии.

Кошка Тама на посту
Кошка Тама на посту
Поезда Wakayama Electric Railway
Поезда на узкоколейной линии Wakayama Electric Railway

В городе Кинокава (префектура Вакаяма), на железнодорожной станции кошка Тамма «работает» станционным смотрителем на управляемой автоматически железнодорожной станции. Она носит форменную кепку «Wakayama Electric Railway» и невозмутимо взирает на проходящих пассажиров, которые её приветствуют.

Железнодорожная компания не платит ей зарплаты, но кормит её. Таму родила беспризорная кошка, принесённая на станцию уборщицей Тосико Коямой, которая держит по соседству гастроном. В тяжёлые времена компания резко сократила численность работающих, применяя автоматизацию и в апреле 2006 г. станцию оставили без персонала. Но Тама крутилась поблизости, и в 2007 году кошку назначили официальным «станционным смотрителем», теперь и станция и сама кошка известны всей Японии.

Кошки служат на железной дороге практически с момента её появления. Известны случаи, когда на кошек возлагались служебные задания и на Рязано-Уральской дороге. Дорога построила на многих станциях элеваторы. Нужно было охранять зерно не только от воров (с чем кстати справлялись сторожа и собаки), но и от серых воришек: мышей и крыс.Конечно породы кошек в деле ловли мышей на элеваторах роли не играли. Главное чтобы кошка хорошо ловила мышей, имела тёплую шубку (для «дежурств» в зимний период) да ладила с собаками, охранявшими элеватор.

Упомянув про мышей, нельзя не сказать о Мышиной железной дороге. Конечно, к настоящим рельсам шпалам и станциям эта дорога отношения не имела. Это был довольно известный цирковой аттракцион Дурова. Впрочем, аттракцион жив и сейчас, «Мышиную железную дорогу» можно увидеть в театре «Уголок дедушки Дурова» в Москве.

Декавилевская колея
Декавилевская колея
Конка в Стокгольме
Конка в Стокгольме

При строительстве железных дорог с нормальной колеёй часто используется временная, технологическая так называемая декавилевская колея. Декавилевская колея (франц. Decauville) – это железнодорожный путь с шириной колеи 500 мм, первоначально применявшийся во Франции для обеспечения перевозок грузов в сельской местности, на рудниках, имеющих небольшой объём добычи, и на строительных площадках. Разработал такую систему французский инженер Поль Декавиль. Обычно для тяги вагонов (или вагонеток) по такой временной дороге применялась гужевая тяга.

Другим примером использования лошадей является всеми давно известная, но порядком позабытая конка – конный трамвай, т.е. трамвай с конной тягой.

Первые в мире городские конки открылись в Балтиморе (США, штат Мэриленд) в 1828 году, в Нью-Йорке в 1832 году и в Новом Орлеане в 1834 году. Однако, по-настоящему успешными конки стали только после того, как в 1852 году Альфонс Луба изобрёл рельсы с жёлобом для реборды колеса, которые утапливались в полотно дороги. Интересно и то, что иногда в качестве тягловой силы конки использовались мулы и даже зебры.

Вагоны для перевозки по железной дороге животных – отдельная тема.

Крупный скот возили в специальных вагонах. Такие вагоны наверняка есть и сейчас, но массовых перевозок Вы уже не увидите. В боковых стенах вагонов устраивали отдушины с подвижными жалюзи, а снизу – отверстия, снабженные подвижными затворами. Через отверстия в полу на путь сыпались и лились продукты жизнедеятельности. Мелкие животные и птица перевозились в многоярусных вагонах. Каждый этаж вагона имел отдельную входную дверь. Индюки, гуси и утки путешествовали по железной дороге в более тесных условиях: специальные промежуточные перегородки разделяли каждый двух- этажный вагон ещё на несколько ярусов.

Перевозящие живой груз поезда сопровождались фуражирами. На больших станциях поезда имели графиковую длительную стоянку. Во время стоянки фуражиры должны были кормить и поить живность.

См. также Железнодорожные хищники







Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.